Кам’янська міська бібліотека ім Т.Г. Шевченка

Вітаємо Вас на сайті нашої бібліотеки

Бібліотека

Наше місто

Педагогічна поема в архітектурі

Родословные городов состоят из фамилий архитекторов. В историю архитектуры Днепродзержинска вписано имя знаменитого архитектора Иосифа Каракиса.

Если Лопе де Вега, создавшего 4 тысячи пьес, называли дивом средневековой Испании, то Иосифа Юльевича Каракиса, по чьим проектам возведено свыше 4 тысяч зданий, по праву можно назвать дивом Украины.

Иосиф Юльевич Каракис.

Судьба архитектора сложилась так, что в 1951 году Каракис был обвинен в космополитизме. Лишенный возможности принимать участие в значительных проектах, он с головой ушел в создание школ и детсадов. Время было переломным. Объявив сталинский ампир вне закона, взяв курс на удешевление строительства, власть требовала новых архитектурных решений. А Каракис всегда был экспериментатором в 20-30-х годах достиг значительных успехов в конструктивизме. Его колоссальная работоспособность была востребована и в должности рядового архитектора. А когда в 1963 году ему предложили возглавить отдел проектирования школ в КиевЗНИИЭП, то талант Иосифа Юльевича засверкал новыми гранями.

В Днепродзержинске в эти годы строили много. В одном из интервью Каракис объяснял свои стремления строить по экспериментальным проектам: "В школах, возведенным по типовым проектам, классные комнаты размещаются во всех трех или четырех этажах. На переменах дети с верхних этажей не успевают выходить на открытый воздух, так как вся перемена уходит на опускание и поднимание по лестнице, одевание и раздевание верхней одежды. Одноэтажная и частично двухэтажная структура экспериментальной школы позволяет на уровне земли разместить 40 классных помещений. Это дает возможность обеспечить связь каждой классной комнаты с двориком, куда летом непосредственно из классной комнаты, а зимой через тамбур, расположенный в каждом из блоков, школьники могут выходить на 1-2 минуты". Кроме того, возведение малоэтажных школ имеет и ряд других преимуществ: экономия на объеме зданий, применение в строительстве простых конструкций из местных строительных материалов.

Так на улице Скалика появилась в Днепродзержинске новая школа №12, построенная по экспериментальному проекту. Идея блоков, соединенных переходом, была хороша и при реконструкциях и достройках школ, построенных по прежним типовым проектам.

Еще одним выразительным воплощением «педагогической поэмы» Каракиса, стал детский сад по ул. Сыровца (сейчас центр обслуживания пенсионеров Заводского района). ДЮСШ №1 по ул. Интернационалистов, школы и детсады левобережья – все это творческое наследие архитектора.

Для Днепродзержинска был разработан типовой проект комплексов, состоящих из школ и дошкольных учреждений. Особенностью планировки школ большой вместимости явилось расширение состава учебных и общественных помещений и разделение коллектива учащихся по возрастным группам, размещение их в отдельных блоках.

Всего же в разных городах и селах бывшего СССР возведено более 4 тысяч школьных зданий по 40 типовым проектам, созданных архитектором Иосифом Каракисом, совместно с авторским коллективом.

Людмила Глок,
специально для газеты "Событие".