Олександр Карась
Карась Александр Александрович
(1954 – 2003)
Дом, который построил Карась
Александр Александрович Карась, один из самых известных и успешных предпринимателей Днепродзержинска постсоветского периода. Он был создателем и первым председателем Партии Промышленников и Предпринимателей Украины в Днепродзержинске, владельцем и совладельцем ряда коммерческих структур. Но главным детищем его трудов являлся региональный транспортно-организационный коммерческий центр «Континент», внесенный в «Золотую книгу Украины», в которой в разделе «Транспорт и связь» РТО КЦ «Континент» был назван лучшим предприятием Украины прошедшего тысячелетия.
Саша, или Шурик Карась, как называли в детстве будущего «владельца фабрик, заводов и пароходов», родился в религиозной баптистской семье. Его первой наставницей на пути к истине была мама, подлинно верующий человек Ольга Павловна Карась, которая посеяла семена веры в сердце мальчика. Может быть оттуда, из детства, проистекало внутреннее желание Александра стать проповедником. Жизнь всегда вносила коррективы в его планы, но в душе Александра Александровича Карася до последнего дня присутствовало живое Слово Божье.
После окончания Днепродзержинского металлургического техникума Саша Карась по распределению работал вальцовщиком на стане «500» знаменитой «Криворожстали», затем служба в армии и возвращение в родной город. Здесь, в 1979 году, Александр женился, устроился вальцовщиком на стан «350» сортопрокатного цеха ДМК, где сразу обратил на себя внимание необыкновенным проникновением в такую сложную профессию. Ему пророчили большое будущее в прокатном производстве, но в Александре неожиданно для всех проснулось непреодолимое влечение к водной глади, и он поступил на заочное отделение Ленинградского института водного транспорта.
По условиям учёбы в институте, студенты, начиная с третьего курса, были обязаны устроиться в организации, связанные с будущей профессией. И Александр Карась определяется в Днепродзержинский речной порт, где некоторое время работал мотористом на теплоходе «Коляев». Дипломированный специалист был скоро замечен, и А. Карасю предложили место старшего диспетчера порта. Во время перестроечных процессов, когда коллективы получили право выбирать себе руководителя, Александр Карась выдвинул свою кандидатуру на пост начальника речного грузового порта Днепродзержинска. В «программной речи» он заявил, что в случае его избрания начальником «все пьяницы и алкоголики речпорта поплывут вниз по Днепру». После такого заявления демократия сработала против него, на выборах Карася «прокатили», и Александр Александрович устроился в генеральную дирекцию совместного украинско-швейцарского предприятия «Демос». Здесь Александр Карась, как и везде, проявил себя с лучшей стороны и со временем возглавил отдел морских перевозок коммерческих товаров.
Распад СССР повлёк за собой разрыв сплочённых экономических взаимоотношений союзных республик. Возникла острая необходимость организовать для Украины промышленные поставки сырья, в большей части морским путём. Работая в «Демосе», у Александра Карася сложились тесные деловые контакты с украинскими портами, судовладельцами и операторами крупнотоннажных морских судов многих стран мира. Организацию «Демос» контролировало Министерство чёрной металлургии. Однажды министр С. Плискановский предложил Карасю продумать решение вопроса поставок сырья. В результате Карасём была представлена концепция создания независимой коммерческой структуры. Так в результате логики и требований времени образовался транспортно-фрахтовый центр «Континент» во главе с Александром Александровичем Карасём.
Практическая деятельность «Континента» началась с момента отправки первого грузового корабля из Китая в октябре 1991 года, на борту которого находилось 30 тысяч тонн магнезита, доставленного в Ильичёвский порт. За эту успешную операцию Министерство чёрной металлургии выделило лично Карасю премию в размере 16 тысяч рублей. По словам Карася, он был рад безумно. Такое количество денег он никогда не видел, тем более не держал в руках. Вся премия была истрачена на выкуп собственного дома, а также золота и автомобиля его хорошего друга и компаньона Александра Гречановского. Это имущество было заложено в «Проминвестбанке» под краткосрочный кредит для осуществления «китайской операции». Так что друзья сразу поняли, что бизнес – это, прежде всего, риск.
Невероятно, но после этого деньги посыпались на него, как из мешка. Хотя Александр знал, что так и должно быть, ведь он воспитывался в религиозной семье. Ну а дальше, как в бизнесе: монополизация сектора рынка, компьютеризация, современная система связи, инвестиционные программы, постоянная благотворительность, шикарные отели, приобретение представительских автомобилей, пиджаков и галстуков. Вот, пожалуй, и всё об основании компании.
В ближайшие три месяца после организации фирмы были созданы оперативные офисы на Черноморском побережье в Одессе и Ильичёвске. А в дальнейшем два представительства: в Ленинграде – на Балтике, и Находке – на Тихоокеанском побережье. Проводилась работа по организации представительств в Бердянске на Азовском море и за рубежом, в частности, Греции. Потом уже были не премии, а громадные заработки от громадной работы. Однажды Карасю пришлось облететь самолётами вокруг земного шара по маршруту: Москва-Гонконг-Сингапур-Япония-Америка-Финляндия-Москва. Он был владельцем так называемой «золотой» банковской карточки, позволяющей вести расчёты со всеми ведущими банками мира.
Итак, региональный транспортно-организационный коммерческий центр «Континент» был образован в 1991 году. Деятельность «Континента» состояла в ресурсном обеспечении, прямом и долгосрочном инвестировании производственных программ, организации и финансировании перевозок промышленной продукции всеми видами транспорта, внешнеторговой деятельности и туризма, инвестировании сельскохозяйственных программ, участие в решении социальных проектов города и области. Постепенно, с активизацией индустриального потенциала и нормализации работы металлургических предприятий Днепропетровского региона, центр расширил свою деятельность, включив в круг своих интересов оптовую торговлю нефтепродуктами. Соединение бизнеса с мощной компанией «Славутич-сталь» стало причиной просто феноменального скачка в экспорте металлопродукции и, соответственно, прибыли.
Годовой товарооборот предприятия в 1999 году составил 103,9 миллиона гривен. С начала 1999 года «Континентом» выплачено налогов на общую сумму 15,5 миллиона гривен. На 1999 год предприятие находилось в договорных отношениях со 146 субъектами хозяйственной деятельности в Днепропетровской области. К примеру, металлургический комбинат им. Дзержинского был кредитован коксом доменным по состоянию на 1 декабря 1999 года на сумму 12 миллиона гривен. «Баглейкокс» отгрузил в адрес РТО КЦ «Континент» 100 тысяч тонн кокса на общую стоимость 22 миллионов гривен. В конце 1999 года «Континент» приобрёл речной грузовой порт Днепродзержинска, покрасил по европейскому образцу грузовые краны и реанимировал работу агонизирующего предприятия, предназначенного к порезке на металлолом.
Логическим следствием многогранной работы «Континент ЛТД» стало признание его заслуг на местном, региональном и республиканском уровнях. 22 июня 2000 года Городской голова Днепродзержинска В. Швец удостоил транспортно-фрахтовый центр дипломом, которым «Континент» был признан лучшим предприятием города в области предпринимательства и малого бизнеса. В том же двухтысячном году Александр Александрович Карась «за заслуги в возрождении экономики Украины и весомый вклад в формировании достойного международного имиджа нашей Державы» получил диплом номинанта издания «Золотая книга деловой элиты Украины». Диплом подписан президентом Украины Л. Кучмой. 14 мая 2001 года решением Президиума Международной Кадровой Академии «господин Карась Александр Александрович за большой личный вклад в развитие транспортного обеспечения Днепропетровского региона, развитие международных связей, а также осуществление перспективных инвестиционных проектов награждён золотой медалью «За эффективное управление».
В момент расцвета фирмы, Александр Александрович начал строительство жилого дома в посёлке Новая Куриловка сметной стоимостью 1 миллион гривен (архитектор Илья Самохвалов). Довольно скоро престижный район украсился одним из самых красивых и мощных архитектурных сооружений современного Днепродзержинска. Как в средневековых замках, здесь были и башни, и громадный высоченный центральный зал, и хитроумные переходы, и пруд, и помещения для конюшен. И мастерская для постройки ...парусников – осуществления мечты Александра Карася, увидевшего такую красоту во время заграничных командировок. Впереди просматривалась заманчивая перспектива строительства на паях здания банка в столице Украины; архитекторы разработали проект возведения отдельно стоящего сооружения. Сан Саныч не хотел арендовать чужие площади; принципом работы «Континента» была абсолютная ликвидность всех его предприятий, зданий и проектов. В общем, в любой момент можно было продать всё движимое и недвижимое имущество процветающей фирмы.
*******
Александр Карась постоянно пополнял свои знания в области экономики и права, собирался поступить в соответствующие институты. Он надеялся, что его бизнес станет семейным, а подрастающие сыновья выберут себе профессию экономиста и юриста. В личном общении был живым, интересным собеседником, обладал прекрасным чувством юмора и обаятельной улыбкой, любил петь, особенно песни Владимира Высоцкого. Желанием и стремлением Александра Александровича Карася, можно сказать, его голубой мечтой, было возрождение украинского морского флота: в Днепродзержинске жил человек, который мыслил государственными масштабами.
После распада Советского Союза украинская верхушка стала лихорадочно распродавать всё, что было можно, в том числе флотилию. В апреле 2001 года А. А. Карась, генеральный директор РТО КЦ «Континент», направил в Кабинет Министров Украины предложения касательно «Программы прогрессивного развития судостроения и возрождения национального флота Украины». Для претворения в жизнь Программы, по глубокому убеждению Александра Карася, нужно немногое: «проявление всепоглощающего желания, государственной мудрости и патриотизма». Но, увы, Кабинет Министров не обладал ни одним, ни другим, ни третьим.
*******
Политика – сродни игры в шахматы для теоретиков. И та же политика – но уже для практиков – является игрой шашками «в Чапаева». Поле действия одно, а методы ведения игры разные. Так любил повторять Александр Карась.
Большие победы рождаются из больших проблем. И наоборот. В нашей стране финансовые ресурсы работают в недостаточно жёстком и справедливом правовом поле без достаточных гарантий со стороны Закона и Государства. Как работать в обществе, где слово некоторых директоров крупных предприятий и высокопоставленных чиновников стоит не более чем выданные ими векселя, стоимость которых при торгах оцениваются в 10-12% от их номинала? За десятилетний период деятельности «Континент» направлял свои финансы в промышленный сектор украинской экономики, транспорт, связь, сельское хозяйство. А также в строительство объектов недвижимости, банковскую сферу, экологию, науку, спорт, развитие личностей. Это было одно из немногих предприятий нашей страны, способное осуществлять различные коммерческие операции, в особенности, касающиеся внешнеэкономической деятельности. Однако «Континент» оказался недостаточно морально и физически подготовленным к тому, что из-за каких-то бредовых мыслей наверху, фирма-инвестор в один день потеряла из своего финансово-технологического оборота три миллиона долларов США. Речь идёт о распоряжении Л. Кучмы заморозить средства отечественных инвесторов, вкладывающих капиталы в торговлю металлом.
Одной из самых больных и неприятных тем А. Карась называл отношения «Континента» с Днепровским металлургическим комбинатом. Бизнес – это такое понятие, которое не терпит землячества, кумовства и панибратства. В марте 1998 года к А. Карасю обратилось руководство ДМК с предложением посодействовать в решении проблем комбината, связанных с транспортировкой сырьевых ресурсов для обеспечения бесперебойности технологических процессов громадного металлургического комплекса. «Континенту», как международному экспедитору, разрешить такие проблемы было по плечу. Компания успешно справилась с поставленной задачей, расходуя для этого около 120-130 тысяч долларов в сутки! Финансирование «наперёд» под ДМК временами доходило до четырёх-семи миллионов гривен.
В начале 1999 года в целях увеличения производства стали возникла необходимость запуска ещё одной доменной печи (работали только три домны). Для этого потребовалось привлечь дополнительные объёмы коксующихся углей. В течение месяца «Континенту» удалось развернуть угли и организовать поставки из России угольного концентрата в больших количествах. Параллельно на углях «Континента» был запущен и интенсивно заработал Баглейский коксохимический завод. Ежесуточно затраты «Континента» составляли около 100 тысяч долларов. Доменная печь на металлургическом комбинате загудела 11 марта 1999 года. Весь коллектив транспортно-фрахтового центра гордился своим вкладом в работу градообразующего предприятия города.
Но начались и неприятности. В адрес Карася пошли предупреждения и даже угрозы со стороны монопольных поставщиков кокса. Они аргументировались тем, что при отсутствии монополии у ДМК возникает благоприятная ситуация, чтобы «швырнуть» как их, так и «Континент». Так и получилось. ДМК – это громадная финансовая пирамида, пожирающая всё новые и новые капиталовложения, а вместе с ними и судьбы людей, заманивая в свои сети всё новых и новых «камикадзе». Политика тогдашнего руководства комбината базировалась на принципе: пришедший новый хозяин отказывался платить по долгам, возникшим до его руководства. Постоянная текучесть руководящих кадров и владельцев вносила сумбур во взаимоотношениях завода с клиентами.
Первого августа 1999 года в Днепродзержинск прибыла бригада менеджеров «Укрсиббанка», они появились и в офисе Александра Александровича. Состоялась встреча, после которой стало ясно, что с ДМК «Континенту» уже не работать. С возвратом долга было предложено потерпеть четыре месяца, потом год. В результате – ни металла, ни денег. Металлургический комбинат, эта славная «Дзержинка», ни за что не хотела платить. Для «Континента» сложилась ужасная ситуация – срыв оплаты поставщикам за угли, срыв поставок по экспортным контрактам. Компания оказалась перед угрозой катастрофы.
По данным бухгалтерии, задолженность ДМК на 1 июня 2000 года перед «Континентом» составила почти 10,8 миллиона гривен, а точнее, 10 миллионов 799 тысяч 653 гривны 28 копеек. Кроме того, по существующим встречным договорам, около 20 тысяч тонн металлопродукции не были отгружены в адрес компании «Континент». Вместе с НДС стоимость этой продукции составила 21 миллион 120 тысяч гривен.
В 2001 году «Континент» оказался не в состоянии отдать кредит, взятый в ДФ «Приватбанк» для пополнения оборотных средств, хотя под залогом находилось достаточное обеспечение – целый производственно-технологический комплекс в Царичанском районе, в состав которого входили элеваторы, цеха для производства комбикормов, автомобильная техника. Этот залог с лихвой перекрывал сумму основного долга даже после тридцатипроцентной уценки вторичных торгов на аукционе. В результате «Приватбанк» в качестве решения проблемы начал за долги отбирать у «Континента» оборудование головного офиса на площади 250-летия города, мебель, автомобили. Днепропетровский металлургический завод им. Петровского, контролируемый «Приватбанком», ещё с февраля 1999 года должен был «Континенту» примерно такую же сумму, какую тот задолжал «Приватбанку». Но не желал отдавать.
Основная сумма задолженности перед ДФ «Приватбанк» возникла вследствие необходимости оплаты по внешнеэкономическим поставкам угля, в обеспечение чего был взят кредит под 70% годовых! А судьба данного угля такова: переработка его в кокс, поставка кокса на ДМК и не оплата его металлургическим комбинатом.
Одновременно среди основных дебиторов «Континента» числились следующие предприятия и организации: Государственная налоговая инспекция Днепродзержинска задолжала «Континенту» 2 миллиона гривен, ДМЗ им. Петровского – 1 миллион, ДМК им. Дзержинского – 11 миллионов, ряд других структур – 5 миллионов гривен в общей сложности. Следует заметить, что данные суммы образовались, когда курс доллара к гривне был один к двум, а не один к восьми и без штрафных накруток. Со штрафами настоящая задолженность была бы много больше. Беглый взгляд на эти суммы свидетельствует, что разговоры о банкротстве «Континента» были несостоятельны.
Налоговая инспекция, задолжавшая «Континенту» за несвоевременный возврат сумм бюджетного возмещения 2 миллиона гривен, перешла к активным действиям. Под невидимыми предлогами начали арестовываться счета предприятия, нескончаемым потоком пошли ревизоры, изымая якобы для проверки документы. Потом «почему-то» терялись оригиналы документов, а во время годового отчёта был конфискован персональный компьютер со всей бухгалтерской информацией. Быстро забыли налоговики время, когда Сан Саныч по нижайшей просьбе руководства городской налоговой инспекции перечислял в бюджет средства «наперёд», дабы поправить отчётные показатели налоговой инспекции перед областью!
Александр Карась начал подавать иски в суд на своих должников и выигрывал все процессы. Но дебиторы, не обращая внимания на решение судов, не спешили платить, и «Континенту» вернулась лишь задолженность по НДС в размере 500 тысяч гривен. Тогда Карась решил перерегистрировать «Континент» в Царичанском районе, чтобы туда, а не в продажный Днепродзержинск уходили налоги от деятельности международной транспортно-фрахтовой компании. Карась стал продавать то, что ещё можно было продать. Купив в декабре 1999 года речной порт за 800 тысяч долларов, в декабре 2000 года он заложил его за 110 тысяч долларов. На экстренном совещании у городского головы Василия Швеца, Александр Карась предложил, что в случае полного возврата долга ДМК, он перечислит в бюджет 2 миллиона гривен, как безвозмездную финансовую помощь для закрытия долгов города перед «Теплосетями». Но заманчивое предложение не прошло. Карася уже целенаправленно топили. Топили предприятие, внесенное в «Золотую книгу», в которой «Континент» был назван лучшим предприятием Украины прошедшего тысячелетия! Топили человека, создавшего и возглавившего в городе партию Промышленников и Предпринимателей Украины.
Но Александр Карась был не тем человеком, которого можно легко утопить или поставить на колени. У него ещё оставались козыри. В своём программном заявлении «Исповедь буржуя» Александр Александрович, чувствуя на горле петлю, говорил с максимальной откровенностью:
«Я считаю, что каждый, хотя бы мало-мальски ознакомленный с законодательством гражданин, уже сделал вывод, что для того, чтобы выстроить такой дом, как у меня, необходимо в первую очередь задекларировать все доходы и уплатить налог с дивидендов в размере 30% от суммы чистой прибыли. И только затем на оставшуюся сумму строить дом. Пока у меня есть возможность, я и моя семья живём в нём. Не будет такой возможности, буду жить в общежитии. Хотя дом это отдельная тема.
Я видел красоту всего мира, красивые виллы, дома, поселения. Во всей этой красе живут обычные люди – земляне. Почему на нашей богатой и красивой земле не может быть тоже такой красоты? В одной из поездок по США я задал вопрос американцу: а как относятся более бедные американцы к богатому, который живёт во дворце? Он мне ответил, что в Америке нет предела красоте и богатству, но есть предел всему плохому и незаконному. Дом, который я построил в Новой Куриловке – это уникальное сооружение, сочетающее в себе законы градостроительства с двенадцатого по двадцать первое столетия, современной науки и методов ведения строительных работ и технологий. Это подарок Родине, это подарок людям, которые его видят. Это то, что называют созиданием. В процессе возведения дома за мои средства был газифицирован весь прилегающий район, насчитывающий примерно 400 потребителей, проведены работы по асфальтированию улицы и благоустройству территории. Такие дома не продаются и не забираются с собой за границу в эмиграцию, они остаются как памятники, отдавая, таким образом, дань благодарности талантливым архитекторам на этой многострадальной земле. А в случае каких-либо серьёзных изменений революционного характера, в этом маленьком «Кремле» вполне можно поместить ЧК, ревком и так далее».
Карась заложил свой дом сметной стоимостью 1 миллион гривен банку «Новый» за 670 тысяч гривен под 70% годовых для возврата акций речного порта. Но внезапная, необъяснимая смерть помешала «раскрутить» на эти деньги «Континент» и отдать долг. Сильные мира сего не пришли даже на похороны. Никто из миллионных должников не вспомнил о семье покойного. Банк «Новый» стал владельцем дома, который построил Карась. Разумеется, новый собственник уникального дома нашёлся быстро, с лихвой покрыв расходы банка на выдачу кредита. Но нельзя не упомянуть о Людмиле Ивановне Сбоевой, директоре лицея №2, организовавшей похороны, оплатившей счета за памятник, подавшей в годину испытаний руку помощи супруге и детям Александра Александровича.
Заканчивая настоящий рассказ, скажем коротко о той громадной благотворительной деятельности, проводимой Александром Александровичем Карасём, руководителем и владельцем регионального транспортно-организационного коммерческого центра «Континент».
На средства транспортно-фрахтового центра действовал детский футбольный клуб «Континент». Выделялись большие суммы на строительство и функционирование дома молитвы евангельских христиан-баптистов по улице Чапаева. «Континент» отпустил безвозмездно 30 кубометров обрезной доски (полвагона), а также значительные средства на восстановление костёла Святого Николая. Сумма благотворительной помощи, предоставленной РТО КЦ «Континент ЛТД» организациям и частным лицам в 1999 году составила 89 тысяч 474 гривни 67 копеек. Следует заметить, что это сумма, которая официально прошла через бухгалтерию «Континента». А скольким нуждающимся Александр Александрович Карась оказывал помощь просто из собственного кармана!
Среди наиболее значимых позиций: 18 тысяч гривен в школу-интернат №2 на оздоровление детей-сирот, 10 тысяч гривен благотворительный взнос городскому лицею №1, 10 тысяч гривен благотворительный взнос городскому лицею №2, 10 тысяч гривен областному фонду по борьбе с организованной преступностью. Только лишь за первое полугодие 2000 года благотворительная и спонсорская помощь «Континента» составила 122 тысячи 725 гривен 80 копеек, из которых 100 тысяч (!) ушло на безвозмездную финансовую помощь Управлению капитального строительства. Продовольственные пайки пенсионерам и неимущим раздавались прямо у офиса «Континент» на площади 250-летия города. Благородным и в высшей степени патриотическим поступком Александра Карася явилось безвозмездное выделение 100 тысяч гривен на частичное погашение долга по зарплате рабочим вагоностроительного завода. От безысходности люди вышли на площадь Ленина и в знак протеста, разбив там палаточный городок, устроили голодовку.
Всё это происходило на наших глазах.