Кам’янська міська бібліотека ім Т.Г. Шевченка

Вітаємо Вас на сайті нашої бібліотеки

Бібліотека

Наше місто

Памятник Прометею

Прометей - памятник, прославивший Днепродзержинск

Символу Днепродзержинска монументу «Прометей»  исполнилось 90 лет. За это время он оброс легендами не меньше, чем титан, чей образ вдохновил выпускника Императорской академии художеств Алексея Яковлевича Сокола на создание скульптуры в 1920-м.

Надо, наверное, было бы жить в то время, чтобы понимать и оценивать происходившее. Гражданская война прошлась по нашим местам, оставив трагический след в истории. Люди отдавали жизни за идеалы, в которые свято верили. Жертвы были у всех противоборствующих сторон. Победившие большевики клялись продолжить дело павших товарищей, которые были похоронены на бывшей Новобазарной площади. На их могиле было решено поставить памятник. Возможно, это бы и не удалось, если бы в Каменском не было А. Я. Сокола, который в 1914 году был приглашен правлением завода ЮРДМО для росписи Свято-Николаевской церкви и строительства ряда зданий в Верхней колонии. Ученик И. Е. Репина, последователь классического стиля Алексей Яковлевич увидел в образе непокоренного богами Прометея символ борцов, пожертвовавших жизнями ради счастья людей.

Создатель "Раскованного Прометея"

Вместе с первым председателем Каменского совета рабочих депутатов Сергеем Васильевичем Гречневым, опытным литейщиком, Сокол создал скульптуру Прометея высотой 3,82 метра (общая высота памятника - 22 метра), которую водрузили на колонну, поднявшуюся на могиле павших борцов за революцию. Торжественное открытие монумента состоялось 7 ноября 1922 года.

Есть мнение, что в лице Прометея скульптор воссоздал черты Михаила Ивановича Арсеничева (1894-1919), руководителя Каменской большевистской организации. Но по сведениям краеведа И. Подзерко, прототипом фигуры античного героя якобы служил модельщик модельного (ныне фасонно-литейного) цеха Днепровского металлургического завода Жорж Манида. Правда, после публикации материала "Насмешка над историей", напечатанной в 2010 г. в газете «Событие», выяснилось, что прототипом фигуры Прометея послужил не Жорж Манида, а его отец Илья Михайлович Манида. Позвонившая в редакцию внучка Ильи Михайловича, Валентина Александровна, рассказала, что ее дед, награжденный орденами Почета и Ленина, умер в 1954 г. в 84-летнем возрасте. Валентина Михайловна в настоящее время проживает по улице Шевченковской в доме, построенном дедушкой еще в 1905 году.

Падение Прометея

На Красной площади у монумента проходили манифестации и парады. На месте бывшего базара был разбит сквер с фонтанами, а улица вдоль него была переименована в проспект Николая Заварихина, тоже погибшего за идеалы революции.

Когда грянула война, а затем эвакуация заводов, конечно, никто не думал о памятниках. Надо было вывозить оборудование и людей. По воспоминаниям старожилов, остался не демонтированным памятник Ленину, который то ли был взорван немцами, то ли разбит попавшим в него советским снарядом (занятый немцами Днепродзержинск обстреливался советской артиллерией с левого берега). Прометей стоял до зимы 1942 года, пока немцы, обложив колонну соломенными матами, не взорвали его. Возможно, кто-то посчитал, что памятник из бронзы. Но когда он рухнул и отбилась кисть, державшая факел, к скульптуре пропал интерес  он был из чугуна.

Уже после освобождения города трамвайщики сообщили о том, что скульптура Прометея находится в депо, припрятанная от посторонних глаз. Дошла легенда о том, как под покровом ночи несколько рабочих трамвайного парка сумели вывезти памятник из-под носа оккупантов, чем спасли его от переплавки. И хотя сложно представить, как несколько человек во время комендантского часа в центре города, рядом со зданием полиции и гестапо, сумели тайно вывезти скульптуру весом в несколько тонн, но легенда жила, пересказывалась и не вызывала сомнения.

Возрождение легенды

Восстанавливать разрушенный монумент принялись сразу же после освобождения Днепродзержинска. По радио передавали сообщение, что ищут специалистов, которые могут помочь в этом. Его услышал красноармеец Владимир Кушнаревич, находившийся после ранения в госпитале. До войны он окончил Днепропетровский строительный институт, бывал в нашем городе, видел монумент. И хотя предстояло еще долгое лечение, молодой архитектор отпросился у начальника госпиталя, чтобы съездить в Днепродзержинск.

Единственное, что могло помочь архитектору в работе, это открытка с монументом. И еще справочник «Площади и монументы», с которым В. Кушнаревич не разлучался даже в лагере военнопленных, откуда совершил побег. Никогда не строивший памятники Кушнаревич взялся за работу. Руководство города сообщило ему, что времени мало  первомайская демонстрация 1944 года должна состояться уже у восстановленного монумента.

«Дорическая колонна должна была в 6 раз превышать высоту скульптуры,  рассказывал Владимир Романович. Но предстояло еще и восстановить поврежденную статую. Между предприятиями распределили задания. Азотно-туковый завод должен был изготовить из специального красного стекла фонарь».

Отремонтировать скульптуру поручили передовой бригаде слесарей Черепа из механического цеха Дзержинки. Кушнаревич сделал слепки, по которым в фасонно-литейном цехе отливали руку и кисть. Слесари приваривали их медными электродами. На скульптуре появились специальные скобы для электрокабеля. Все сложные работы делали мастера механического цеха Арсеничев и Матановский.

13 столяров бригады Павла Бурхана на берегу Днепра готовили опалубку. Бетонный раствор замешивали прямо у постамента на асфальте. Потом на носилках поднимали на нужную высоту. В средине колонны была вмурована труба, через которую протянули бронированный кабель.

Вечером 30 апреля 1944 года к возведенной колонне подвезли две лебедки с бензиновыми двигателями и две мачты разной высоты. Уже смеркалось, когда подножие статуи закрепляли на анкерных болтах. Зацементировали все отверстия и подали напряжение. Над Днепродзержинском вспыхнул огонь Прометея! Те, кто ждал этого момента, не скрывали радости. Жизнь входила в свою колею.

Существует легенда, что монумент, возведенный отцом, восстанавливала дочь Алексея Яковлевича Ольга Алексеева Брусова. Вместе с мужем Сергеем Георгиевичем, который был в послевоенном Днепродзержинске главным архитектором, она построила много зданий. Но вернулись Брусовы из эвакуации в 1945 году, когда монумент уже был восстановлен.

Стоит, наверное, сказать и о том, что после освобождения города уже буквально в первые дни у подножия разрушенного монумента были похоронены бойцы, умершие в госпитале, расположенном в здании ФЗУ. А в феврале 1944 года здесь же были похоронены офицеры 52-го Днепродзержинского танкового полка. Еще одна плита появилась на постаменте с именами казненных подпольщиков. То есть, изначально монумент устанавливался на мемориальном захоронении. И об этом не стоило забывать, когда проводилась последняя его реконструкция.

Профанация истории

Если в 1967 году, когда у подножия появился «Вечный огонь», реконструкция коснулась площади (была воздвигнута бетонная стела, демонтирован ограждавший сквер забор, появилась бетонная плитка), то в 2000 году без согласований с органами по охране памятников истории и культуры, без учета мнения общественности было принято решение, завуалированное под реконструкцию монумента, но на самом деле решение об уничтожении памятника истории.

Под видом реставрации была снята с постамента скульптура. Потом появились публикации о том, что она отлита с нарушениями пропорций человеческого тела и даже без гениталий! Бедный Алексей Яковлевич! Чему его только учили во всяких там Италиях и Грециях, куда он направлялся как лучший ученик Московского училища ваяния, живописи и зодчества! За что его удостаивали золотых и серебряных медалей? Алексей Сокол, который был одним из руководителей Петербургской общины художников, созданной по инициативе Репина, оказывается, не знал, что творил! Некоторые утверждали, что на голове Прометея просматриваются рожки, и даже клыки изо рта торчат! «Над городом стоял антихрист», твердили особо впечатлительные знатоки мистики.

Возможно, так готовили днепродзержинцев к тому, что теперь символ города будет выглядеть иначе. Скульптуру заказали уроженцу Карнауховки, днепропетровскому скульптору Петру Куценко. Именно он критиковал Сокола за отступление от классического образа греческих статуй. И гениталии на месте. И рельефы бицепсов, пресса. Но возникает вопрос: почему Петр Евлампиевич нигде в найденных мной публикациях не вспоминает свое творение, ставшее символом современного Днепродзержинска? Казалось бы, гордиться должен. Не буду строить догадки. Только скульптура, созданная Соколом, уже не является составляющей частью монумента «Прометей». А без нее нынешний юбилей монумента - это юбилей чего?

Колонна, как рассказала раньше, была построена заново в 1944 году. Скульптура на ней отлита в 2000-м. То есть, Алексей Яковлевич Сокол не имеет к нынешнему монументу никакого отношения. Юбилей мемориального захоронения? Опять не совпадают даты. Арсеничев и Харитонов были перезахоронены раньше.

На задворках истории

«Так совпало, что меня пригласили быть директром музея истории ДМК, рассказывает Игорь Подзерко. В это время ставили нового Прометея. Было решение горисполкома, о том, что старую скульптуру отдадут городскому музею. А я договорился, что гипсовую копию отдадут мне. Но когда я померил высоту потолков, оказалось, что она нигде не становится. Тогда я позвонил во Дворец культуры металлургов, с предложением поставить скульптуру в фойе. Но так получилось, что ДК стал разрушаться и скульптуру не забрали. А старого Прометея, что остался в ЭРЦ долго не забирали, даже хотели сдать в металлолом. Правдами и неправдами я заставил забрать из цеха скульптуру в городской музей. И лишь в 2009 году скульптуру-оригинал Прометея отреставрировал наш талантливый скульптор Гарник Хачатрян и ее выставили на площадке за музеем». Интересно, что для реставрации он использовал современную технологию ремонта автомобилей отцарапав чугунное «тело» от ржавчины и грязи, а в некоторых местах мастерски приварил металлические детали, изготовил новый факел взамен утерянного бывшего, покрыл поверхность Прометея защитным слоем и краской. Если бы Гарнику Хачатряну не присвоили звания почетного жителя Днепродзержинска раньше, это надо было бы сделать сейчас  за то, что он отреставрировал Прометея и вернул его горожанам.

Внесла свою лепту в сохранность скульптуры и директор Музея Днепродзержинска Нина Цыганок. И хотя стоит символ города даже не перед музеем, а на его задворках, хотя мало кому известно о его нынешнем местонахождении, хотя нет ни таблички, ни указателя, именно его юбилей отметили в Музее истории города.

Сейчас много говорят о фальсификации истории: что было, чего не было... Но мы свидетели нынешней фальсификации. Посмотрите в Интернете, что приписывают А. Я. Соколу, что называют одним из первых образцов советской монументалистики. Если это не подлог, то что тогда?

Прометей  это...
С именем Прометея в Днепродзержинске связаны (раньше и в настоящее время):

  • Спортивный клуб.
  • Плавательный бассейн.
  • Спортивный приз в честь XXIV съезда КПСС, учрежденный металлургами ДМК.
  • Мотобольная команда.
  • Волейбольные команды.
  • Футбольная команда.
  • Турниры по волейболу, бальным танцам.
  • Спортивно-технический клуб.
  • Шашечный, шахматный и теннисный клубы.
  • Кинотеатр во Дворце металлургов.
  • Газета ДГТУ «Огонь Прометея».
  • Исторический кружок в СШ № 28.
  • Команда «Мегаполис-Прометей» по игре «Что? Где? Когда?».
  • Прометей изображен на советском и современном гербах Днепродзержинска.
  • На 10-м микрорайоне возле гостиницы «Монтана» стоит скульптурная композиция Прометей и статуя Свободы, держащие на двоих один факел.
  • Наши земляки Аркадий Райцин и Михаил Живаев организовали всеукраинский проект «Человек года», победителям которого вручается премия «Прометей-престиж».
  • Гостинично-ресторанный комплекс.

Людмила Глок