Памятник Прометею
Прометей - памятник, прославивший Днепродзержинск
Символу Днепродзержинска – монументу «Прометей» – исполнилось 90 лет. За это время он оброс легендами не меньше, чем титан, чей образ вдохновил выпускника Императорской академии художеств Алексея Яковлевича Сокола на создание скульптуры в 1920-м.
Надо, наверное, было бы жить в то время, чтобы понимать и оценивать происходившее. Гражданская война прошлась по нашим местам, оставив трагический след в истории. Люди отдавали жизни за идеалы, в которые свято верили. Жертвы были у всех противоборствующих сторон. Победившие большевики клялись продолжить дело павших товарищей, которые были похоронены на бывшей Новобазарной площади. На их могиле было решено поставить памятник. Возможно, это бы и не удалось, если бы в Каменском не было А. Я. Сокола, который в 1914 году был приглашен правлением завода ЮРДМО для росписи Свято-Николаевской церкви и строительства ряда зданий в Верхней колонии. Ученик И. Е. Репина, последователь классического стиля Алексей Яковлевич увидел в образе непокоренного богами Прометея символ борцов, пожертвовавших жизнями ради счастья людей.
Создатель "Раскованного Прометея"
Вместе с первым председателем Каменского совета рабочих депутатов Сергеем Васильевичем Гречневым, опытным литейщиком, Сокол создал скульптуру Прометея высотой 3,82 метра (общая высота памятника - 22 метра), которую водрузили на колонну, поднявшуюся на могиле павших борцов за революцию. Торжественное открытие монумента состоялось 7 ноября 1922 года.
Есть мнение, что в лице Прометея скульптор воссоздал черты Михаила Ивановича Арсеничева (1894-1919), руководителя Каменской большевистской организации. Но по сведениям краеведа И. Подзерко, прототипом фигуры античного героя якобы служил модельщик модельного (ныне фасонно-литейного) цеха Днепровского металлургического завода Жорж Манида. Правда, после публикации материала "Насмешка над историей", напечатанной в 2010 г. в газете «Событие», выяснилось, что прототипом фигуры Прометея послужил не Жорж Манида, а его отец Илья Михайлович Манида. Позвонившая в редакцию внучка Ильи Михайловича, Валентина Александровна, рассказала, что ее дед, награжденный орденами Почета и Ленина, умер в 1954 г. в 84-летнем возрасте. Валентина Михайловна в настоящее время проживает по улице Шевченковской в доме, построенном дедушкой еще в 1905 году.
Падение Прометея
На Красной площади у монумента проходили манифестации и парады. На месте бывшего базара был разбит сквер с фонтанами, а улица вдоль него была переименована в проспект Николая Заварихина, тоже погибшего за идеалы революции.
Когда грянула война, а затем эвакуация заводов, конечно, никто не думал о памятниках. Надо было вывозить оборудование и людей. По воспоминаниям старожилов, остался не демонтированным памятник Ленину, который то ли был взорван немцами, то ли разбит попавшим в него советским снарядом (занятый немцами Днепродзержинск обстреливался советской артиллерией с левого берега). Прометей стоял до зимы 1942 года, пока немцы, обложив колонну соломенными матами, не взорвали его. Возможно, кто-то посчитал, что памятник из бронзы. Но когда он рухнул и отбилась кисть, державшая факел, к скульптуре пропал интерес – он был из чугуна.
Уже после освобождения города трамвайщики сообщили о том, что скульптура Прометея находится в депо, припрятанная от посторонних глаз. Дошла легенда о том, как под покровом ночи несколько рабочих трамвайного парка сумели вывезти памятник из-под носа оккупантов, чем спасли его от переплавки. И хотя сложно представить, как несколько человек во время комендантского часа в центре города, рядом со зданием полиции и гестапо, сумели тайно вывезти скульптуру весом в несколько тонн, но легенда жила, пересказывалась и не вызывала сомнения.
Возрождение легенды
Восстанавливать разрушенный монумент принялись сразу же после освобождения Днепродзержинска. По радио передавали сообщение, что ищут специалистов, которые могут помочь в этом. Его услышал красноармеец Владимир Кушнаревич, находившийся после ранения в госпитале. До войны он окончил Днепропетровский строительный институт, бывал в нашем городе, видел монумент. И хотя предстояло еще долгое лечение, молодой архитектор отпросился у начальника госпиталя, чтобы съездить в Днепродзержинск.
Единственное, что могло помочь архитектору в работе, – это открытка с монументом. И еще справочник «Площади и монументы», с которым В. Кушнаревич не разлучался даже в лагере военнопленных, откуда совершил побег. Никогда не строивший памятники Кушнаревич взялся за работу. Руководство города сообщило ему, что времени мало – первомайская демонстрация 1944 года должна состояться уже у восстановленного монумента.
«Дорическая колонна должна была в 6 раз превышать высоту скульптуры, – рассказывал Владимир Романович. – Но предстояло еще и восстановить поврежденную статую. Между предприятиями распределили задания. Азотно-туковый завод должен был изготовить из специального красного стекла фонарь».
Отремонтировать скульптуру поручили передовой бригаде слесарей Черепа из механического цеха Дзержинки. Кушнаревич сделал слепки, по которым в фасонно-литейном цехе отливали руку и кисть. Слесари приваривали их медными электродами. На скульптуре появились специальные скобы для электрокабеля. Все сложные работы делали мастера механического цеха Арсеничев и Матановский.
13 столяров бригады Павла Бурхана на берегу Днепра готовили опалубку. Бетонный раствор замешивали прямо у постамента на асфальте. Потом на носилках поднимали на нужную высоту. В средине колонны была вмурована труба, через которую протянули бронированный кабель.
Вечером 30 апреля 1944 года к возведенной колонне подвезли две лебедки с бензиновыми двигателями и две мачты разной высоты. Уже смеркалось, когда подножие статуи закрепляли на анкерных болтах. Зацементировали все отверстия и подали напряжение. Над Днепродзержинском вспыхнул огонь Прометея! Те, кто ждал этого момента, не скрывали радости. Жизнь входила в свою колею.
Существует легенда, что монумент, возведенный отцом, восстанавливала дочь Алексея Яковлевича – Ольга Алексеева Брусова. Вместе с мужем Сергеем Георгиевичем, который был в послевоенном Днепродзержинске главным архитектором, она построила много зданий. Но вернулись Брусовы из эвакуации в 1945 году, когда монумент уже был восстановлен.
Стоит, наверное, сказать и о том, что после освобождения города уже буквально в первые дни у подножия разрушенного монумента были похоронены бойцы, умершие в госпитале, расположенном в здании ФЗУ. А в феврале 1944 года здесь же были похоронены офицеры 52-го Днепродзержинского танкового полка. Еще одна плита появилась на постаменте с именами казненных подпольщиков. То есть, изначально монумент устанавливался на мемориальном захоронении. И об этом не стоило забывать, когда проводилась последняя его реконструкция.
Профанация истории
Если в 1967 году, когда у подножия появился «Вечный огонь», реконструкция коснулась площади (была воздвигнута бетонная стела, демонтирован ограждавший сквер забор, появилась бетонная плитка), то в 2000 году без согласований с органами по охране памятников истории и культуры, без учета мнения общественности было принято решение, завуалированное под реконструкцию монумента, но на самом деле решение об уничтожении памятника истории.
Под видом реставрации была снята с постамента скульптура. Потом появились публикации о том, что она отлита с нарушениями пропорций человеческого тела и даже без гениталий! Бедный Алексей Яковлевич! Чему его только учили во всяких там Италиях и Грециях, куда он направлялся как лучший ученик Московского училища ваяния, живописи и зодчества! За что его удостаивали золотых и серебряных медалей? Алексей Сокол, который был одним из руководителей Петербургской общины художников, созданной по инициативе Репина, оказывается, не знал, что творил! Некоторые утверждали, что на голове Прометея просматриваются рожки, и даже клыки изо рта торчат! «Над городом стоял антихрист», – твердили особо впечатлительные знатоки мистики.
Возможно, так готовили днепродзержинцев к тому, что теперь символ города будет выглядеть иначе. Скульптуру заказали уроженцу Карнауховки, днепропетровскому скульптору Петру Куценко. Именно он критиковал Сокола за отступление от классического образа греческих статуй. И гениталии на месте. И рельефы бицепсов, пресса. Но возникает вопрос: почему Петр Евлампиевич нигде в найденных мной публикациях не вспоминает свое творение, ставшее символом современного Днепродзержинска? Казалось бы, гордиться должен. Не буду строить догадки. Только скульптура, созданная Соколом, уже не является составляющей частью монумента «Прометей». А без нее нынешний юбилей монумента - это юбилей чего?
Колонна, как рассказала раньше, была построена заново в 1944 году. Скульптура на ней отлита в 2000-м. То есть, Алексей Яковлевич Сокол не имеет к нынешнему монументу никакого отношения. Юбилей мемориального захоронения? Опять не совпадают даты. Арсеничев и Харитонов были перезахоронены раньше.
На задворках истории
«Так совпало, что меня пригласили быть директром музея истории ДМК, – рассказывает Игорь Подзерко. – В это время ставили нового Прометея. Было решение горисполкома, о том, что старую скульптуру отдадут городскому музею. А я договорился, что гипсовую копию отдадут мне. Но когда я померил высоту потолков, оказалось, что она нигде не становится. Тогда я позвонил во Дворец культуры металлургов, с предложением поставить скульптуру в фойе. Но так получилось, что ДК стал разрушаться и скульптуру не забрали. А старого Прометея, что остался в ЭРЦ долго не забирали, даже хотели сдать в металлолом. Правдами и неправдами я заставил забрать из цеха скульптуру в городской музей. И лишь в 2009 году скульптуру-оригинал Прометея отреставрировал наш талантливый скульптор Гарник Хачатрян и ее выставили на площадке за музеем». Интересно, что для реставрации он использовал современную технологию ремонта автомобилей – отцарапав чугунное «тело» от ржавчины и грязи, а в некоторых местах мастерски приварил металлические детали, изготовил новый факел взамен утерянного бывшего, покрыл поверхность Прометея защитным слоем и краской. Если бы Гарнику Хачатряну не присвоили звания почетного жителя Днепродзержинска раньше, это надо было бы сделать сейчас – за то, что он отреставрировал Прометея и вернул его горожанам.
Внесла свою лепту в сохранность скульптуры и директор Музея Днепродзержинска Нина Цыганок. И хотя стоит символ города даже не перед музеем, а на его задворках, хотя мало кому известно о его нынешнем местонахождении, хотя нет ни таблички, ни указателя, именно его юбилей отметили в Музее истории города.
Сейчас много говорят о фальсификации истории: что было, чего не было... Но мы свидетели нынешней фальсификации. Посмотрите в Интернете, что приписывают А. Я. Соколу, что называют одним из первых образцов советской монументалистики. Если это не подлог, то что тогда?
Прометей – это...
С именем Прометея в Днепродзержинске связаны (раньше и в настоящее время):
- Спортивный клуб.
- Плавательный бассейн.
- Спортивный приз в честь XXIV съезда КПСС, учрежденный металлургами ДМК.
- Мотобольная команда.
- Волейбольные команды.
- Футбольная команда.
- Турниры по волейболу, бальным танцам.
- Спортивно-технический клуб.
- Шашечный, шахматный и теннисный клубы.
- Кинотеатр во Дворце металлургов.
- Газета ДГТУ «Огонь Прометея».
- Исторический кружок в СШ № 28.
- Команда «Мегаполис-Прометей» по игре «Что? Где? Когда?».
- Прометей изображен на советском и современном гербах Днепродзержинска.
- На 10-м микрорайоне возле гостиницы «Монтана» стоит скульптурная композиция Прометей и статуя Свободы, держащие на двоих один факел.
- Наши земляки Аркадий Райцин и Михаил Живаев организовали всеукраинский проект «Человек года», победителям которого вручается премия «Прометей-престиж».
- Гостинично-ресторанный комплекс.
Людмила Глок