Історія головного проспекту Кам'янського-Дніпродзержинська
Заварихина, Запорожская, Ленина и даже Викингов: история главного проспекта Каменского-Днепродзержинска (редкие фото)
Сегодня проспект Свободы по праву является главной улицей нашего города. Его длина 3,3 км; на нем расположены десятки домов; а перепад между самой высокой и низкой его точками, наверное, один из самых уникальных в Украине.
Проспект начинается в исторической части Каменского возле памятника «Прометей» и заканчивается у железнодорожного вокзала. Однако таким, как сейчас, он был не всегда. Как выглядела эта важнейшая транспортная магистраль 10, 20 или 50 лет назад?
А что здесь было еще до возникновения города?..
Пустырь, кладбище и вид на село
Для начала пролистнем нашу историю на 168 лет назад и вернемся в 1853 год. Данное время выбрано не случайно. Именно этим годом датируется самая старая карта нашего города (так называемая топографическая карта Шуберта).
При этом воспользуемся разработкой проекта OldMaps.dp.ua, который позволяет «привязать» изображение этого давнего документа к современной спутниковой карте. В итоге получим возможность прогуляться в далеком 1853 году по тем местам, где сегодня пролегает проспект Свободы.
Так вот, судя по карте, в то время здесь не было ни домов, ни дорог. Правда, есть несколько нюансов. На них обратил внимание историк и писатель Александр Слоневский. Он рассказал, что если бы тогда мы «шли проспектом» в сторону ДМК», то возле сегодняшнего Дома со шпилем (пр. Свободы, 51) заметили бы деревенское кладбище. А пройдя дальше «по проспекту» к месту, где в настоящее время находится здание музея города, в районе сегодняшнего конверторного цеха увидели бы пару сотен домов и церковь. Это и было село Каменское.
Так эта местность будет выглядеть до последней четверти 19 века. Именно в этот период произойдет два ключевых события, которые коренным образом изменят дальнейший ход истории этого края:
– строительство Екатерининской железной дороги (пущена в 1884 г., в том числе и ее Каменская ветвь со станциями: Запорожье (Баглей), Романковский разъезд (недалеко от цемзавода) и Тритузная);
– строительство Южно-Русским Днепровским металлургическим обществом на землях села Каменского металлургического завода, который станет одним из крупнейших в Российской империи (первая доменная печь будет задута в марте 1889 года).
С этого времени в Каменском резко забурлит жизнь, и все начнет меняться. В том числе, очень скоро появится улица и площадь, которые впоследствии станут частью сегодняшнего проспекта Свободы…
Главная транспортная магистраль города: начало
По словам Александра Слоневского, истоки центрального проспекта Каменского следует искать в конце 19 – начале 20 века. Именно в этот период в районе сегодняшнего памятника «Прометей» появляется Новобазарная площадь (в других источниках – Базарная). Вот она на фото города начала 20 века:
Одновременно на аллее нынешнего проспекта, где он пролегает от пр. Гимназического до Майдана Героев, обустраивается рынок. Также старые карты показывают и первую возникшую на месте проспекта Свободы улицу. По словам Александра Слоневского, она называлась Новобазарной и пролегала от ул. Широкой до района сегодняшнего инженерного корпуса ДМК:
1917–41 годы: время кардинальных перемен
После революции 1917 года Новобазарную площадь переименовали в Красную. И это было лишь начало многочисленных изменений, сквозь которые все больше стал просматриваться сегодняшний облик проспекта Свободы.
Итак, пройдемся по основным датам.
1922 год – на Базарной (Красной) площади на месте братской могилы воздвигли монумент «Раскованный Прометей», около которого захоронили погибших в ходе гражданской войны революционеров – жителей нашего города (Сыровца, Харитонова, Арсеничева и др.). Он сохранился до наших дней, хотя и в измененном виде.
1926 год – убит Николай Заварихин (организатор комсомольской ячейки в селе Аулы). В его честь решено переименовать упомянутую улицу Новобазарную (с переулками) в улицу Заварихина.
20-х – начало 30-х годов минувшего века – рынок, о котором мы рассказывали, сносят. На его месте (от Красной площади до сегодняшнего Майдана Героев) обустраивают мемориальный сквер. Его также назвали в честь Николая Заварихина. Предлагаем редкие фото, на которых можно увидеть, как выглядел рынок и обустроенный на его месте сквер:
На фото: рынок (источник – страница краеведа Дмитрия Кубанова), снимок датирован 1928 годом, вдалеке виден памятник «Прометей» и церковь)
Снимок, сделанный в июле 1941 года (опубликован участниками проекта OldMaps.dp.ua):
Также отметим, что уже в 30-е годы на будущем проспекте были построены первые многоэтажные здания (сохранились до наших дней):
– «фабрика-кухня» (проспект Свободы, 31; построено в 1932 г.), сегодня здесь находится ресторан «Хан» (раньше ресторан «Днепр»);
– Госбанк (просп. Свободы, 2; построено в 1935–1937 годах, архитектор Борис Кащенко).
Заканчивая эту часть повествования, укажем, что в 1935 году по будущему проспекту (от памятника «Прометей» до современного Майдана Героев) впервые поехал трамвай. А в 1937 году пустили маршрут №2, который следовал от упомянутой Базарной (Красной) площади до станции Баглей.
Что интересно: привычный нам сегодня крутой подъем от перекрестка с проспектом Аношкина до сегодняшней площади Освободителей трамвай совершал по фактически безлюдной местности. Это хорошо видно на другой части снимка, сделанного в июле 1941 года:
Несколько слов о периоде оккупации города (1941–1943 годы)
В годы Великой Отечественной войны кардинальных изменений на территории, где пролегает сегодняшний проспект, не произошло. Правда, отметим, что фашисты скульптуру Прометея демонтировали (взорвали памятник).
Также они решили переименовать улицу Заварихина. По словам Александра Слоневского, ее правая часть, которая вела в сторону центра, стала называться Парковой, другая сторона вместе с переулками была переименована в улицу Викингов и переулки Викингов.
Интересную деталь добавил Дмитрий Кубанов. Оказывается, такое странное название (Викингов) часть улицы Заварихина получила неспроста. Дело в том, что именно дивизия СС Викинг вела уличные бои с Красной Армией при захвате Днепродзержинска в 1941 году. Более того, в честь ее командующего (Генерала Штайнера) в период оккупации была названа другая важная улица нашего города – Сыровца (сегодня пр. Т. Шевченко).
Во всей красе
В 1947 году был утвержден первый послевоенный генеральный план Днепродзержинска. В нем было обозначено, что нынешний проспект Свободы станет главной городской магистралью.
Сегодня трудно такое даже представить, но за каких-то 5 лет (в период с 1951 по 1955 год) от центра до нагорной части города были возведены десятки жилых 4- и 5-этажных домов. Они сформировали весь архитектурный ансамбль будущего проспекта и новой главной площади города (ранее центральной площадью Днепродзержинска была территория перед городским театром, которую тогда называли в честь В. Ленина).
Причем отметим, что указанные дома строились по индивидуальным проектам, в ярко выраженном парадном стилем. Напомним архитекторов, которые подарили нашему городу его центральную площадь и проспект: Олег Петров (автор знаменитого Дома со шпилем, в 1943 году освобождал Днепродзержинск от фашистов), Матвей Клебанов, Ольга Брусова (дочь Алексея Сокола, автора памятника «Прометей»), Вадим Горбоносов, П. Кавыков.
Теперь добавим подробностей о том, как все это происходило. Итак, в 1951–1954 годах появляется новая главная городская площадь. Она получила название Транспортной. Ее сформировали дома №51 (упомянутый Дом со шпилем), №49 (слева от него, в самом центре площади, архитектор также Олег Петров), №30 (архитектор П. Кавыков).
На фото: Транспортная площадь (один из первых снимков)
На фото: дома №51 и №49
В этот же период жилая застройка поднимается до сегодняшнего переулка Гетмана Сагайдачного (по пр. Свободы, 79 включительно).
Краевед Дмитрий Кубанов рассказал журналисту, что в первой половине 50-х как такового проспекта еще не было, а было две улицы, которые с противоположных сторон прилегали к Транспортной площади:
– та часть будущего проспекта, которая вела к площади от памятника «Прометей», называлась улицей Заварихина;
– дома, которые шли от Транспортной площади в нагорную часть города, стали относиться к улице Запорожской (по другим источникам – Новой Запорожской).
Дмитрий Кубанов подчеркнул: достоверно известно, что в 1958 году на Транспортной площади Днепродзержинска был установлен памятник В. Ленину (скульптор Иван Першудчев). С появлением данного монумента в этом же году Транспортную площадь переименовали в площадь Ленина.
На фото: ноябрь 1958 г. памятник накануне открытия (источник газета “Дзержинец”, архив Виктора Куленко).
Краевед высказывает предположение, что незадолго до этого события (где-то в период с 1955 по 1957 год) улицы Заварихина и Запорожскую уже объединят единым названием: проспектом Ленина.
Кстати, когда статья уже была на выходе, журналист нашел несколько интересных вырезок из старых городских газет (их регулярно публикует краевед Виктор Куленко). Так вот в публикации издания «Дзержинец» от 5 мая 1955 г. уже называется проспект Ленина, а от июля 1954 г. – еще упоминается улица Заварихина. Таким образом, промежуток времени, когда главная улица нашего города получила статус проспекта можно сузить до конца 1954 г. – начала 1955 г.
Фото: проспект Ленина, открытка 1962 г.
На фото: проспект в конец 50-х, перекресток с Мурахтова и Шепетова.
Нам же остается добавить, что архитектурный ансамбль проспекта Ленина окончательно сформировался к середине 60-х годов. В это время были построены жилые дома, прилегающие к железнодорожному вокзалу (№76–103), а также здание самого вокзала (пр. Ленина, 92А, построен в 1965 году).
Фото: новые дома возле жд вокзала, 60-е годы
Фото: проспект 70-е годы
Атрибуты времени
Неотъемлемой частью истории проспекта Свободы являются памятники и монументы, которые были установлены на нем в разные периоды времени. Напомним о некоторых из них, которые не сохранились до наших дней.
В частности, в 1954 году была проведена серьезная реконструкция уже известного вам, уважаемые читатели, сквера Заварихина. Среди прочих работ, тогда в нем установили целый ряд скульптур: «Мама с дочкой», «Студент» и другие. Подробно об этих скульптурах эпохи соцреализма можно прочитать в книге Александра Слоневского и Олега Мороза «Белые пятна истории Каменского-Днепродзержинска». Мы же предлагаем их фото:
Также уже мало кто помнит, что на месте, где долгое время был бюст Брежнева (сегодня здесь фонтан и зона отдыха) раньше была скульптурная группа «В Космос». По словам Дмитрия Кубанова, появилась она в 60-х годах минувшего века (напомним, в 1961 году советский космонавт Юрий Гагарин совершил первый успешный полет человека в космос, и космическая тема стала тогда очень популярной). Далее краевед уточнил, что в 1966 году наш земляк Леонид Брежнев получил вторую звезду Героя. Людям, которые были удостоены такой чести, в советские времена устанавливали на родине бюст. Открыли его на проспекте Ленина в 1976 году. А скульптурную группу «В Космос», по словам краеведа, перенесли на Днепрострой.
Ее установили возле корпуса индустриального института, недалеко от клуба «Пламенные зори», который в то время начинали строить. Находится этот монумент там и сейчас. Правда, в измененном виде: другое основание (без герба СССР); нет орбит атома, которые раньше держала одна из скульптур, и силуэта ракеты…
На сломе эпох
В 2016 году центральный проспект города переименовали в проспект Свободы, площадь Ленина получила название Майдан Героев.
На месте демонтированного памятника Ленину сегодня мемориал в честь наших горожан, погибших за Независимость Украины.
Жизнь продолжается, а с ней – движется в будущее и главная улица нашего города.
При этом – давайте не будем забывать нашей истории. Это поможет нам избегать возможных ошибок в будущем…
При подготовке публикации также использованы:
– фотоархив и публикация Центральной городской библиотеки им Т.Г. Шевченко;
– фотоархив Alexander Volok.
Фото на заставке: проспект 1961 год.
Игорь Кузьминский
Проспект начинается в исторической части Каменского возле памятника «Прометей» и заканчивается у железнодорожного вокзала. Однако таким, как сейчас, он был не всегда. Как выглядела эта важнейшая транспортная магистраль 10, 20 или 50 лет назад?
А что здесь было еще до возникновения города?..
Пустырь, кладбище и вид на село
Для начала пролистнем нашу историю на 168 лет назад и вернемся в 1853 год. Данное время выбрано не случайно. Именно этим годом датируется самая старая карта нашего города (так называемая топографическая карта Шуберта).
При этом воспользуемся разработкой проекта OldMaps.dp.ua, который позволяет «привязать» изображение этого давнего документа к современной спутниковой карте. В итоге получим возможность прогуляться в далеком 1853 году по тем местам, где сегодня пролегает проспект Свободы.
Так вот, судя по карте, в то время здесь не было ни домов, ни дорог. Правда, есть несколько нюансов. На них обратил внимание историк и писатель Александр Слоневский. Он рассказал, что если бы тогда мы «шли проспектом» в сторону ДМК», то возле сегодняшнего Дома со шпилем (пр. Свободы, 51) заметили бы деревенское кладбище. А пройдя дальше «по проспекту» к месту, где в настоящее время находится здание музея города, в районе сегодняшнего конверторного цеха увидели бы пару сотен домов и церковь. Это и было село Каменское.
Так эта местность будет выглядеть до последней четверти 19 века. Именно в этот период произойдет два ключевых события, которые коренным образом изменят дальнейший ход истории этого края:
– строительство Екатерининской железной дороги (пущена в 1884 г., в том числе и ее Каменская ветвь со станциями: Запорожье (Баглей), Романковский разъезд (недалеко от цемзавода) и Тритузная);
– строительство Южно-Русским Днепровским металлургическим обществом на землях села Каменского металлургического завода, который станет одним из крупнейших в Российской империи (первая доменная печь будет задута в марте 1889 года).
С этого времени в Каменском резко забурлит жизнь, и все начнет меняться. В том числе, очень скоро появится улица и площадь, которые впоследствии станут частью сегодняшнего проспекта Свободы…
Главная транспортная магистраль города: начало
По словам Александра Слоневского, истоки центрального проспекта Каменского следует искать в конце 19 – начале 20 века. Именно в этот период в районе сегодняшнего памятника «Прометей» появляется Новобазарная площадь (в других источниках – Базарная). Вот она на фото города начала 20 века:
Одновременно на аллее нынешнего проспекта, где он пролегает от пр. Гимназического до Майдана Героев, обустраивается рынок. Также старые карты показывают и первую возникшую на месте проспекта Свободы улицу. По словам Александра Слоневского, она называлась Новобазарной и пролегала от ул. Широкой до района сегодняшнего инженерного корпуса ДМК:
1917–41 годы: время кардинальных перемен
После революции 1917 года Новобазарную площадь переименовали в Красную. И это было лишь начало многочисленных изменений, сквозь которые все больше стал просматриваться сегодняшний облик проспекта Свободы.
Итак, пройдемся по основным датам.
1922 год – на Базарной (Красной) площади на месте братской могилы воздвигли монумент «Раскованный Прометей», около которого захоронили погибших в ходе гражданской войны революционеров – жителей нашего города (Сыровца, Харитонова, Арсеничева и др.). Он сохранился до наших дней, хотя и в измененном виде.
1926 год – убит Николай Заварихин (организатор комсомольской ячейки в селе Аулы). В его честь решено переименовать упомянутую улицу Новобазарную (с переулками) в улицу Заварихина.
20-х – начало 30-х годов минувшего века – рынок, о котором мы рассказывали, сносят. На его месте (от Красной площади до сегодняшнего Майдана Героев) обустраивают мемориальный сквер. Его также назвали в честь Николая Заварихина. Предлагаем редкие фото, на которых можно увидеть, как выглядел рынок и обустроенный на его месте сквер:
На фото: рынок (источник – страница краеведа Дмитрия Кубанова), снимок датирован 1928 годом, вдалеке виден памятник «Прометей» и церковь)
Снимок, сделанный в июле 1941 года (опубликован участниками проекта OldMaps.dp.ua):
Также отметим, что уже в 30-е годы на будущем проспекте были построены первые многоэтажные здания (сохранились до наших дней):
– «фабрика-кухня» (проспект Свободы, 31; построено в 1932 г.), сегодня здесь находится ресторан «Хан» (раньше ресторан «Днепр»);
– Госбанк (просп. Свободы, 2; построено в 1935–1937 годах, архитектор Борис Кащенко).
Заканчивая эту часть повествования, укажем, что в 1935 году по будущему проспекту (от памятника «Прометей» до современного Майдана Героев) впервые поехал трамвай. А в 1937 году пустили маршрут №2, который следовал от упомянутой Базарной (Красной) площади до станции Баглей.
Что интересно: привычный нам сегодня крутой подъем от перекрестка с проспектом Аношкина до сегодняшней площади Освободителей трамвай совершал по фактически безлюдной местности. Это хорошо видно на другой части снимка, сделанного в июле 1941 года:
Несколько слов о периоде оккупации города (1941–1943 годы)
В годы Великой Отечественной войны кардинальных изменений на территории, где пролегает сегодняшний проспект, не произошло. Правда, отметим, что фашисты скульптуру Прометея демонтировали (взорвали памятник).
Также они решили переименовать улицу Заварихина. По словам Александра Слоневского, ее правая часть, которая вела в сторону центра, стала называться Парковой, другая сторона вместе с переулками была переименована в улицу Викингов и переулки Викингов.
Интересную деталь добавил Дмитрий Кубанов. Оказывается, такое странное название (Викингов) часть улицы Заварихина получила неспроста. Дело в том, что именно дивизия СС Викинг вела уличные бои с Красной Армией при захвате Днепродзержинска в 1941 году. Более того, в честь ее командующего (Генерала Штайнера) в период оккупации была названа другая важная улица нашего города – Сыровца (сегодня пр. Т. Шевченко).
Во всей красе
В 1947 году был утвержден первый послевоенный генеральный план Днепродзержинска. В нем было обозначено, что нынешний проспект Свободы станет главной городской магистралью.
Сегодня трудно такое даже представить, но за каких-то 5 лет (в период с 1951 по 1955 год) от центра до нагорной части города были возведены десятки жилых 4- и 5-этажных домов. Они сформировали весь архитектурный ансамбль будущего проспекта и новой главной площади города (ранее центральной площадью Днепродзержинска была территория перед городским театром, которую тогда называли в честь В. Ленина).
Причем отметим, что указанные дома строились по индивидуальным проектам, в ярко выраженном парадном стилем. Напомним архитекторов, которые подарили нашему городу его центральную площадь и проспект: Олег Петров (автор знаменитого Дома со шпилем, в 1943 году освобождал Днепродзержинск от фашистов), Матвей Клебанов, Ольга Брусова (дочь Алексея Сокола, автора памятника «Прометей»), Вадим Горбоносов, П. Кавыков.
Теперь добавим подробностей о том, как все это происходило. Итак, в 1951–1954 годах появляется новая главная городская площадь. Она получила название Транспортной. Ее сформировали дома №51 (упомянутый Дом со шпилем), №49 (слева от него, в самом центре площади, архитектор также Олег Петров), №30 (архитектор П. Кавыков).
На фото: Транспортная площадь (один из первых снимков)
На фото: дома №51 и №49
В этот же период жилая застройка поднимается до сегодняшнего переулка Гетмана Сагайдачного (по пр. Свободы, 79 включительно).
Краевед Дмитрий Кубанов рассказал журналисту, что в первой половине 50-х как такового проспекта еще не было, а было две улицы, которые с противоположных сторон прилегали к Транспортной площади:
– та часть будущего проспекта, которая вела к площади от памятника «Прометей», называлась улицей Заварихина;
– дома, которые шли от Транспортной площади в нагорную часть города, стали относиться к улице Запорожской (по другим источникам – Новой Запорожской).
Дмитрий Кубанов подчеркнул: достоверно известно, что в 1958 году на Транспортной площади Днепродзержинска был установлен памятник В. Ленину (скульптор Иван Першудчев). С появлением данного монумента в этом же году Транспортную площадь переименовали в площадь Ленина.
На фото: ноябрь 1958 г. памятник накануне открытия (источник газета “Дзержинец”, архив Виктора Куленко).
Краевед высказывает предположение, что незадолго до этого события (где-то в период с 1955 по 1957 год) улицы Заварихина и Запорожскую уже объединят единым названием: проспектом Ленина.
Кстати, когда статья уже была на выходе, журналист нашел несколько интересных вырезок из старых городских газет (их регулярно публикует краевед Виктор Куленко). Так вот в публикации издания «Дзержинец» от 5 мая 1955 г. уже называется проспект Ленина, а от июля 1954 г. – еще упоминается улица Заварихина. Таким образом, промежуток времени, когда главная улица нашего города получила статус проспекта можно сузить до конца 1954 г. – начала 1955 г.
Фото: проспект Ленина, открытка 1962 г.
На фото: проспект в конец 50-х, перекресток с Мурахтова и Шепетова.
Нам же остается добавить, что архитектурный ансамбль проспекта Ленина окончательно сформировался к середине 60-х годов. В это время были построены жилые дома, прилегающие к железнодорожному вокзалу (№76–103), а также здание самого вокзала (пр. Ленина, 92А, построен в 1965 году).
Фото: новые дома возле жд вокзала, 60-е годы
Фото: проспект 70-е годы
Атрибуты времени
Неотъемлемой частью истории проспекта Свободы являются памятники и монументы, которые были установлены на нем в разные периоды времени. Напомним о некоторых из них, которые не сохранились до наших дней.
В частности, в 1954 году была проведена серьезная реконструкция уже известного вам, уважаемые читатели, сквера Заварихина. Среди прочих работ, тогда в нем установили целый ряд скульптур: «Мама с дочкой», «Студент» и другие. Подробно об этих скульптурах эпохи соцреализма можно прочитать в книге Александра Слоневского и Олега Мороза «Белые пятна истории Каменского-Днепродзержинска». Мы же предлагаем их фото:
Также уже мало кто помнит, что на месте, где долгое время был бюст Брежнева (сегодня здесь фонтан и зона отдыха) раньше была скульптурная группа «В Космос». По словам Дмитрия Кубанова, появилась она в 60-х годах минувшего века (напомним, в 1961 году советский космонавт Юрий Гагарин совершил первый успешный полет человека в космос, и космическая тема стала тогда очень популярной). Далее краевед уточнил, что в 1966 году наш земляк Леонид Брежнев получил вторую звезду Героя. Людям, которые были удостоены такой чести, в советские времена устанавливали на родине бюст. Открыли его на проспекте Ленина в 1976 году. А скульптурную группу «В Космос», по словам краеведа, перенесли на Днепрострой.
Ее установили возле корпуса индустриального института, недалеко от клуба «Пламенные зори», который в то время начинали строить. Находится этот монумент там и сейчас. Правда, в измененном виде: другое основание (без герба СССР); нет орбит атома, которые раньше держала одна из скульптур, и силуэта ракеты…
На сломе эпох
В 2016 году центральный проспект города переименовали в проспект Свободы, площадь Ленина получила название Майдан Героев.
На месте демонтированного памятника Ленину сегодня мемориал в честь наших горожан, погибших за Независимость Украины.
Жизнь продолжается, а с ней – движется в будущее и главная улица нашего города.
При этом – давайте не будем забывать нашей истории. Это поможет нам избегать возможных ошибок в будущем…
При подготовке публикации также использованы:
– фотоархив и публикация Центральной городской библиотеки им Т.Г. Шевченко;
– фотоархив Alexander Volok.
Фото на заставке: проспект 1961 год.
Игорь Кузьминский
23.10.2021